Патриотическое воспитание и государственные символы России
Гражданско-патриотическое воспитание в школе – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки учащихся к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.
Работа по гражданско-патриотическому воспитанию осуществляется через организацию учебных занятий, проведение внеклассной и внеурочной работы.
Основной формой учебной работы остается урок, который в воспитательной системе становится воспитательным комплексом, где интегрируются воспитательные воздействия в целостный воспитательный процесс.
Поэтому для повышения воспитывающего характера обучения целесообразно:
-
усилить гуманитарную направленность всех учебных дисциплин: в традиционные предметы включить материал помогающий детям понять себя, мотивы своего поведения, отношения к окружающим, проектировать свою жизнь.
-
использовать активные формы и методы образовательной деятельности, ее открытости, разнообразие учебно-методических материалов, форм и приемов учебной и внеучебной работы, развивающей знания и навыки, повышающие социальную и культурную компетентность личности.
Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение, влияние социальной и предметно-эстетической среды.
Основные направления гражданско-патриотического воспитания
Духовно - нравственное. Осознание учащимися в процессе гражданско-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
Историко – краеведческое. Система мероприятий, направленных на познание историко - культурных корней, осознаний неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном селе, городе, районе.
Гражданско – правовое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.
Социально – патриотическое. Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
Военно – патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
Спортивно - патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
Культурно - патриотическое. Направлено на развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.
Для успешной реализац данные направления гражданско-патриотического воспитания учащихся, в нашей школе созданы следующие условия:
-
в школе создана воспитательная система, основанная на взаимоуважении, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса и конструктивном взаимодействии и сотрудничестве педагогического, ученического и родительского сообщества;
-
разработана система традиционных общешкольных мероприятий ;
-
развивается музейная работа;
-
развивается школьное ученическое самоуправление.
Содержание гражданско-патриотического воспитания основывается на соответствующих формах воспитательной работы:
-
Тематические классные часы;
-
Ведение курса обществознание с 6 по 11 класс;
-
Проведение экскурсий по школьному музею и посещение музеев города Орла;
-
Изучение истории своей семьи, семейных традиций;
-
Изучение народных традиций и обычаев, истории своей школы;
-
Кружковая работа;
-
Проведение общешкольных мероприятий;
-
Проведение встреч с участниками боевых действий в горячих точках;
-
Военно- спортивная игра «Зарница»;
-
Туристический слет;
-
Участие в конкурсах, смотрах.
Формы работы: деловые игры, классные часы, встречи с ветеранами войны , беседы, диспуты, викторины, коллективные творческие дела, смотры-конкурсы, выставки, соревнования, экскурсии, поездки, походы, трудовые дела, тренинг, знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества, знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором.
Патриотическое воспитание школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее.
Время торжественной линейки, на которой происходит вынос знамени: еженедельно, по понедельникам в 8:45
Памятки и методические материалы (изучение госсимволов)
Документы федерального уровня
-
Федеральные конституционные законы от 25.12.2000 № 1-ФКЗ, № 2-ФКЗ, № 3-ФКЗ и их изображения, текст гимна.
Материалы о войне
Памятные даты.pdf (скачать) (посмотреть)
Федеральный интернет – портал «История России»
Электронная библиотека исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Сайт праздника «День Победы России в Великой Отечественной войне»
Музей – панорама «Сталинградская битва»
Виртуальный музей русского и советского плаката
Сайт «Победители. Солдаты Великой войны»
Документы школьного уровня